Дистанционное
обучение – серьезный вызов для детей и родителей, жесткий тест на степень
самостоятельности и ответственности детей, на умение организовывать свою жизнь
и управлять ею, на сформированность умения учиться и учебно-познавательной
деятельности. При этом дистанционное обучение можно воспринимать и позитивно –
как возможность для ребенка, особенно старшеклассника, учиться самому быстрее,
чем в школе.
Психологи дают родителям несколько практических советов:
- Важен диалог и уважительное,
дружелюбное общение, чтобы ребенок
сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя. Обсудите с ним, что
ему поможет и что может помешать. Пусть он напишет свое намерение на бумаге.
Собственное решение, зафиксированное письменно, станет для школьника
психологической опорой, к которой можно обращаться. Оно отличается от обещания
родителям, то есть внешней системе управления жизнью, в которой преобладает
ответственность взрослых.
- В
конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей
задавайте открытые вопросы, обращенные к конкретному опыту: что, как, для чего,
зачем, что чувствовал, как это получилось или не получилось и т.д. В свою
очередь давайте ему развернутую положительную обратную связь: опишите
конкретный успешный опыт ребенка, выразите радость, восхищение, уважение. И не
жалейте объятий.
- Большинство
школьников плохо чувствуют время
и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день, а
вечером подробно его проговорить и мысленно прокрутить «видеофильм» завтрашнего
дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер, который
фиксировал бы окончание запланированного периода. Полезно разбить работу на
отрезки по 15-20 минут (в трудных случаях – до 7-10 минут), между ними делать
пятиминутный перерыв, в который можно заниматься чем угодно.
- Без
внешних стимулов и санкций, согласованных с ребенком, не обойтись. Например, один пятиклассник договорился с
родителями о том, что ему через 45 дней купят аквариум с рыбками, о которых он
давно мечтал. Договор составили письменно, а невыполнение его условий отдаляло
исполнение мечты еще на один день. Рвение к учебе волшебным образом выросло.
- Очень важна организация рабочего места. Все необходимое должно быть в зоне доступности руки, в то время как мобильный телефон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если смартфон находится в зоне досягаемости, пусть даже в выключенном состоянии, ребенок намного хуже решает математические задачи по сравнению с ситуацией, когда смартфон лежит в другой комнате.
от специалистов МГППУ
Эксперты
факультетов юридической психологии и психологии образования Московского
государственного психолого-педагогического университета также подготовили
памятку для родителей, чьи дети переходят на дистанционное обучение.
Представляем её вашему вниманию:
- В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребёнка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребёнка и привести к излишнему напряжению и стрессу.
- Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослых. Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс.
- Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т.д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и её рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет-сетей!
- Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении. Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.
- Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребёнком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии, и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка - это возможность повысить мотивацию, а для родителей - лучше узнать и понять своих детей.
- Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребёнку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1-2 раз в день (например, утром - после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое - и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.
- Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей, переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1-2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить в него.
- Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его всё время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома - не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
- Находясь дома, ребёнок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить детям начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему.