Современное образование требует
от ребёнка умения не только получать в школе необходимые для его дальнейшей
жизни знания, но и, что не менее важно, умение применять полученные знания на
практике в жизни. Поэтому в школьную практику уже с первого класса вводится
проектная деятельность.
Проект - замысел, воплощенный в
форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла
и возможность его практической реализации.
Проект - это работы, планы,
мероприятия, направленные на создание уникального продукта (устройства, работы,
услуги).
Как выбрать тему
Тему
выбрать несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если
не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией, историей, спортом, искусством ,музыкой и т.д.)
- Чем, чаще всего я занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Если что такое, чем я особенно горжусь?
Если
эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом
с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему
твоего будущего проекта.
Все
возможные темы можно условно распределить на три группы:
- Фантастические
темы
о несуществующих фантастических объектах и явлениях.
- Экспериментальные
темы,
предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, и экспериментов.
- Теоретические
темы
по изучению, обобщению, сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных
книгах, фильмах и других подобных источниках.
Цель и задачи
Определить
цель, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи
уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают
основные шаги.
Гипотеза
Гипотеза
– это предположение, рассуждение,
догадка, еще не доказанная, не
подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов:
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что если.
План работы
Для
того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то
новое о выбранной теме. Для этого надо определить, какими
методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Список
доступных методов:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги;
- спросить у других людей;
- познакомиться с кино - и телефильмами;
- обратиться к компьютеру; Интернету;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
Подготовка к защите проекта
Собраны
все сведения, проведены все наблюдения.
Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.
- Приготовить текст сообщения
- Сделать выводы
- Приготовить рисунки, схемы, макеты
- Приготовиться к ответам на вопросы
От чего зависит успех
Нужно
верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!
Памятка
«Оформление проекта»
Требования к
содержанию проекта
Проект
может состоять из двух или трех основных частей:
- теоретическая часть (обзор литературы);
- практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
- проектная часть.
Обязательными
являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть.
Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную
учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы)
предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект
оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц.
Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
Первая страница.
- название проекта;
- имя и фамилия автора(ов);
- имя, отчество и фамилия, должность, место работы руководителя проекта;
- место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
- название образовательного учреждения, где был выполнен проект;
- год подготовки проекта.
Вторая страница – оглавление.
С третьей страницы – основное содержание проекта.
- обоснование актуальности проблемы;
- перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
- цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
- краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
- результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
- содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
- предполагаемый результат в случае реализации проекта.
Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического
описания).
План
выступления
Пункты
|
Варианты
|
|
Приветствие
|
«Добрый
день!»
«Здравствуйте
уважаемые члены жюри, гости и участники конференции»
|
|
Представление
(фамилия, имя, класс, образовательное учреждение)
|
«Меня
зовут ……
Я
учащийся (щаяся) ___ класса, Октябрьской школы»
|
|
Название
темы
|
«Представляю
вашему вниманию свой проект: « ….»
|
|
Актуальность
темы
|
«Эту
тему я выбрал (а), потому что….»
|
|
Кратко
о поставленной цели проекта и
способах
ее достижения
|
Цель
моего проекта - …………………………
Основные
задачи:
1………………………………………………………
2………………………………………………………
3………………………………………………………
|
|
Кратко
о ходе работы над проектом:
|
В
ходе работы над проектом я:
1.
Получил (а) новые знания …..
2.
Создал (а) новые творения в виде: …………………
4.
Определил(а) новые проблемы (задачи):…………
|
|
Кратко
о дальнейших шагах по теме проекта
|
Считаю,
что данный проект может быть использован:
1…………………..
2…………………..
3……………………
|
|
Благодарность
за внимание к выступлению
|
«Спасибо
за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы»
|
|
Благодарность
за интерес и вопросы по теме исследования
|
«Благодарю
за интерес и вопросы по теме моего проекта. Всего доброго»
«Всего
доброго»
|
|
Выступление ученика при защите проекта может быть
построено из ответов на следующие вопросы:
- Почему ты начал разрабатывать именно этот проект? Для кого он предназначен?
- Было ли проведено предварительное исследование, интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?
- Какова основная идея твоего проекта? Какие еще идеи были у тебя? Почему ты их отверг?
- Какими требованиями к проекту ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?
- Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? (Краткая характеристика процесса выполнения проекта.)
- По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? (Краткая характеристика производственных этапов.)
- Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?
- Как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования?
ИСТОЧНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ:
Организация работы над проектом Опорная схема "Основные этапы работы над проектом"