Краткое
определение: ФГОС – это стандарт!
ГОСТ
– это тоже стандарт. ГОСТы устанавливают определенные требования на продукты
или группы товаров. А ФГОС предъявляет требования к образованию. Причем у
каждой ступеньки образования свой стандарт:
- ФГОС ДО – дошкольное образование;
- ФГОС НОО – начальное общее образование;
- ФГОС ООО – основное общее образование;
- ФГОС СОО – среднее общее образование;
- и так далее вплоть до ВУЗов.
Все
программы обучения должны соответствовать ФГОС.
Стандарты
обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники
готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к средней
школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.
Требования
стандарта к начальному общему образованию
В перечне требований всего три
пункта:
- Требования к результатам освоения программы учениками. То есть, дети в конце четвертого класса должны показать определенные стандартом результаты.
- Требования к структуре образовательной программы. Видимо, речь о том, кто, как и какими способами должен обучать детей, чтобы они достигли результатов из пункта номер один.
- Требования к условиям реализации образовательной программы. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия и т.п.
Ну и теперь о первых двух пунктах
подробнее.
Требования
к результатам освоения образовательной программы
Раньше было как? По окончании
начальной школы, ученик должен был показать определенные результаты. Этими
результатами был определенный набор знаний и умений по школьным предметам.
Если, например, взять математику, то ребенок должен был знать таблицу умножения
и уметь решать задачки в три действия.
Теперь все по-другому. Стандарт
взял и разделил эти требования еще на три группы:
личные результаты;
метапредметные результаты;
предметные результаты.
Личностные результаты
О них можно судить по портрету
выпускника начальной школы, который описан в ФГОС:
ученик готов и способен к
саморазвитию;
ученик понимает, зачем он учится
и стремится к познанию, способен организовать свою деятельность;
школьник доброжелателен, умеет
слышать чужое мнение и высказывать свое собственное;
у ученика выработана своя система
ценностей (семья, родина, спорт, дружба и т.д.), которая соответствует личным
качествам ребенка и его индивидуальной позиции;
ученик понимает, что он гражданин
своей страны и патриот родины.
В прошлом стандарте об этом не
было ни слова сказано.
Метапредметные результаты
Эти результаты включают в себя
освоение обучающимся универсальных учебных действий. Или УУД. Запомните эти три
веселых буквы. О них речь пойдет ниже.
Предметные результаты
Школьные предметы никто не
отменял. Математика, русский язык, литературное чтение и другие уроки
присутствуют в жизни школьника. И он должен усвоить основы. То есть получить
предметный фундамент, твердую опору, чтобы было от чего оттолкнуться и
«взлететь».
Только учителя теперь стали
хитрее. Они не отдают детям свои знания в готовом виде, как раньше. Они учат
детей эти знания добывать, находить, перерабатывать и потом применять.
Предметные результаты учеников
оцениваются. В смысле, за них ставят оценки. Установлена стандартом нижняя
граница предметных результатов. Она выражается в фразе:
«Выпускник научится…»
Не достижение этой нижней границы
препятствует переводу ребенка в пятый класс. Верхняя же граница предметных
результатов выражается фразой:
«Выпускник получит возможность научиться…»
То есть если ребенок хочет знать
больше, то школа не вправе ему в этом отказать.
Требования
к структуре образовательной программы
Включайте воображение, друзья.
Сейчас будем представлять. Представим образовательную программу в виде эдакой
солнечной системы, где есть огромная звезда и планеты, которые вокруг звезды
вращаются.
Большая звезда – это и есть УУД.
Да, да, те самые три веселых буквы! Универсальные учебные действия. По сути,
УУД – это умение учиться, добывать необходимую информацию и применять ее. Знать
все невозможно, да и вряд ли нужно. Главное знать, где и как добыть информацию.
То есть, если сказать образно, школа снабжает ребенка не ограниченным
количеством «рыбы», а дает ребенку «удочку» и учит ею пользоваться.
У нашей «УУДэшной» звезды сложная
структура, поэтому предлагаю рассмотреть ее подробнее в отдельной статье, а
пока займемся планетами.
Урочная
деятельность
Здесь вроде как все понятно. Это
деятельность учеников во время уроков. Направлена она на достижение предметных
результатов, которые мы уже обсудили выше. Только теперь в соответствии с ФГОС
НОО урочная деятельность дополняется деятельностью внеурочной.
Внеурочная
деятельность
Внеурочная деятельность является
такой же важной частью структуры образовательной программы как и уроки. Она
направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность — это
посещение школьниками учреждений
дополнительного образования, школьных секций, и внеклассной работы,
организованной учителями.
И что важно, школа интересуется,
чем занимается ребенок вне ее стен. В начале каждого учебного года родителям
предлагают заполнить анкету, где одним из вопросов является: «Какие
дополнительные занятия посещает ребенок?»
Деятельностный
метод обучения
Объяснительный метод обучения
остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.
Шахтеры в шахтах добывают уголь!А дети в школах добывают знания!Именно добывают!
В чем это проявляется? В активном
применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого
класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно
задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых,
полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно
пригодится.
Так же частенько работа над этими
проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень
полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно
разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.
Мне кажется, так учиться намного
интересней.
ИКТ
Информационные и коммуникативные
технологии. В наше время школа уже не может закрывать глаза на то, что даже
первоклашки прекрасно знают, что такое компьютер, что такое интернет. И поэтому
ФГОС определил, что ученики должны стать компетентными в данной области.
Наряду с письмом в школе они
начинают изучать и компьютер. Уроки информатики вводят в школах уже со
второго класса. Но не только о компьютерах здесь идет речь. Например, при
изучении окружающего мира, применяются такие приспособления как видеокамеры,
микроскопы, цифровые фотоаппараты и т.п.
В школе в кабинетах начальных
классов размещены электронные доски. И их активно используют на каждом
уроке. Если на дом задают какой-нибудь проект, то по результатам нужно сделать
на компьютере презентацию и потом с помощью электронной доски представить ее
классу.
Электронные дневники.
Тоже новинка в школах. Это современная версия старых добрых бумажных дневников,
которые, кстати, пока никто еще не отменял. В этих дневниках можно обнаружить
не только информацию об успеваемости, но и различные сообщения организационного
характера. О родительских собраниях, например. А также домашние задания по всем
предметам.
Воспитательная
деятельность
В прежнем стандарте образования
данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили
занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.
А теперь это обязательно!
Здесь же можно упомянуть и
портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его
индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не
существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.
Так что, друзья, школа уже не та,
что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя
многое зависит.