Учебно-методический комплекс "Школа России" построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников "Школа России" и все входящие в неё завершённые предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Сделано в России
и для России
«В
России и для России» — именно так звучит основная миссия создания учебного
комплекта для школьников 1-4 классов под руководством кандидата педагогических
наук Андрея Плешакова. Как считает автор, «Школа России» может и должна стать
опорой духовно-нравственного развития детей, делая образовательные учреждения
достойными для российского государства. По-моему, звучит неплохо. Как вам?
Это
известный проект отечественного обучения в начальной школе издательства
«Просвещение», в разработке которого приняли участие учёные В.Горецкий,
Л.Климанова, А.Плешаков, М.Моро, В.Канакина и другие. Один из самых
востребованных сегодня, он стартовал в 2001 году и уже наработал свои
положительные результаты. Программа включает в себя весь набор по предметам для
изучения в начальной школе:
- «Русская азбука» и «Русский язык»;
- «Математика»;
- «Литературное чтение»;
- «Окружающий мир»;
- «Информатика» для 3 и 4 классов;
- «Музыка»;
- «Технология»;
- «Физкультура»;
- «Изобразительное искусство»;
- «Основы религиозных культур и светской этики», которые включают в себя изучение православной, исламской, иудейской, буддийской культур по отдельности, мировых религий в целом и основ светской этики.
Особенности
обучения в «Школе России»
Преследуя
основную цель создания рабочей образовательной программы – воспитание личности
российского гражданина, авторы уделили внимание основным аспектам:
- Максимальное участие детей в образовательном процессе, чтобы они научились учиться, а не просто присутствовать на занятиях.
- Духовное и нравственное развитие, которого сегодня очень не хватает.
- Привитие человеческих ценностей и уважения традиций, чему в последнее время уделяется маловато внимания.
- Нацеленность работы на результат, а не труд исключительно ради хорошей отметки и одобрения родителей.
- Доступность и понятность учебных материалов не только педагогам, а и родителям тоже, чтобы они могли помогать своим детям в освоении дисциплин.
В
результате дети должны стать ответственнее, самостоятельнее, терпимее и добрее.
Везде есть плюсы
и минусы
В
целом «Школа России» напоминает образовательный процесс из нашего детства,
адаптированный к современным требованиям. Рассчитана она на детей, которые до
школы не умели читать-считать, а таких идёт в первый класс достаточно много.
Азбука в начальной школе стартует с нуля, а математика посвящается счету без
логических умозаключений. Традиционность учебной программы включает:
- объяснение на уроке нового материала преподавателем, закрепление на уроке;
- домашнее заучивание;
- индивидуальную проверку подготовки к уроку по изучаемой теме у доски, доработку изучаемой темы;
- проведение самостоятельных и контрольных работ для оценки понимания темы в разрезе всего класса.
Не
знаю, как вам, но для себя традиционность в обучении не считаю отрицательным
моментом. По крайней мере, всегда есть возможность помочь своему ребёнку в том,
что он недопонимает и не усвоил с урока, в отличие от других школьных методик,
где разобраться с нелёгкой подачей материала способен зачастую исключительно
педагог.
Нет
здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению
нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп
самостоятельной домашней доработке.
Неплохо
отзываются о программе и сами учителя, не готовые постоянно экспериментировать,
склоняясь к проверенным временем и жизненным опытом классическим методикам.
Конечно,
многие родители при обучении по «Школе России» обеспокоены тем, что программа
не даёт высокого развития и предназначена для среднего уровня. Скажем так: не
для вундеркиндов, как, например, система Эльконина-Давыдова или Занкова. На
такие критические отзывы мне всегда хочется ответить, что лучше иметь базовый,
но крепкий уровень, который при желании всегда можно повысить дополнительным
обучением, чем поверхностные знания с усиленной загрузкой детского мозга
зачастую ненужным материалом. В общем, склоняюсь я к «синице в руке», но это
чисто субъективно.